Ученые раскрыли загадку появления залежей редкоземельных элементов

Как отмечает Science Advances, данное исследование поможет решить проблему разведки редчайших химических веществ планеты, а также поможет обеспечить бесперебойные поставки ресурсов для производства гаджетов, спутников, электромобилей, медоборудования и других устройств.

Эксперты смоделировали процессы, которые происходят при нагревании карбонатитовой породы под высоким давлением и ее последующем охлаждении. Карбонатиты имеют магматическое происхождение и связаны с залежами редкоземельных элементов (РЗЭ), образующихся в непосредственной близости или внутри пород.

Такие породы обеспечивают основную долю редкоземельных элементов на Земле, но до сих пор не было единой модели, которая объясняет их формирование.

Ученые поместили небольшое количество синтетического карбонатита в специальные капсулы, там их подвергали до в 1,2 тысячи градусов Цельсия при давлении до 2,5 гигапаскаля. После постепенно охлаждали до 200 градусов Цельсия и снижали давление до 0,2 гигапаскаля.

Ранее специалисты полагала, что атомы хлора и фтора связываются с РЗЭ в составе карбонатита, делая их растворимыми и заставляя мигрировать с образованием концентрированных кристаллических форм.

Однако как выяснили ученые, данную функцию выполняют щелочные химические вещества, которые содержат натрий и калий.

К редкоземельным относятся 17 элементов, в том числе скандий, иттрий и лантаноиды. Отмечается, что такие элементы не редки, но сильно рассеяны в земной коре, что затрудняет разведку и разработку залежей.

Фото: Alchemist-hp