«Склонял голову все ниже и ниже»: как брат «Титаника» погиб на войне

Наука


«Британник», построенный по тому же проекту, что и «Титаник», инженеры постарались сделать еще более непотопляемым, но он затонул всего за 55 минут. Тем не менее это не привело к катастрофе — почти всех пассажиров и членов экипажа удалось спасти, и эвакуация с «Британника» стала одной из самых удачных в мировой истории.

21 ноября 1916 года затонул пароход «Британник» — корабль-близнец «Титаника».

Всего было построено три корабля этого класса: «Олимпик», «Титаник» и «Британник», которые на момент ввода в эксплуатацию были самыми большими судами в мире. «Олимпик» прожил самую долгую жизнь, «Титаник» затонул в первом же рейсе, а «Британник» подорвался на немецкой мине в ходе Первой мировой войны.

Первоначально «Британник», как и два остальных корабля, должен был стать роскошным суперлайнером для перевозки пассажиров через Атлантику. Корабль компании White Star Line спустили на воду в феврале 1914 года, но из-за финансовых проблем работы шли медленно, пока наконец в августе не началась война, и приоритетом стало строительство судов для военных нужд. Достройку приостановили, а в ноябре 1915 года «Британник» был реквизирован британским Адмиралтейством как госпитальное судно для помощи в Дарданелльской операции — высадке британских и французских войск на Галлипольский полуостров под Стамбулом с целью вывести Османскую империю из войны.

На него установили дополнительные шлюпки, столовую первого класса превратили в операционную, а палубу B отвели для проживания медицинского персонала. Судно покрасили в белый цвет, нанесли горизонтальную зеленую полосу и три красных креста на каждый борт. В конце 1915 года переоборудованный корабль отправили из Ливерпуля в Эгейское море. В январе 1916 года армии Антанты эвакуировались с турецкого берега, и «Британник» не успел поучаствовать в регулярной транспортировке войск в ходе знаменитой битвы, но все равно совершил несколько рейсов, перевозя из Средиземного моря в Англию раненых, а обратно — новых солдат.

В ходе очередного рейса, когда корабль находился в 40 милях от Афин (без груза раненых), в 8:12 утра 21 ноября команда услышала громкий взрыв. Что-то ударило «Британник» в правый борт около носа, между вторым и третьим грузовым отсеком. Повреждение переборки означало, что будут затоплены как минимум пять передних отсеков, но это было не единственной неудачей.

Читать так же:  Ракету с российским модулем для МКС установили на стартовый стол в Байконуре

Взрыв раздался в самый неподходящий момент, во время пересменки в котельных, когда водонепроницаемые двери между ними были открыты.

Все три корабля класса «Олимпик» были довольно надежными, но инженеров потрясла гибель «Титаника», и потому «Британник», который строили последним, стал еще более непотопляемым. Водонепроницаемые переборки в нем поднимались гораздо выше и проходили через пассажирские помещения, появилась дополнительная переборка в машинном отсеке, доведя число водонепроницаемых отсеков до 17. В районе котельных борт сделали двойным, а колодец на корме между надстройкой и ютом перекрыли.

Капитан корабля Чарльз Бартлетт (по прозвищу Айсберг Чарли) приказал подать сигнал бедствия и закрыть герметичные двери. Двери между пятой и шестой котельными остались открытыми, но даже с шестью затопленными отсеками корабль можно было спасти. Ситуацию усугубили открытые иллюминаторы: медсестры на палубах E и F не стали их закрывать вопреки существовавшим распоряжениям. Корабль все больше и больше кренился на правый борт, спустя четверть часа вода плескалась на уровне палуб E и F и стала затекать через иллюминаторы.

Весь экипаж ждал немедленной эвакуации корабля, но поскольку судно находилось неподалеку от острова Кея, капитан приказал идти к нему в надежде высадить людей на берег. Но не все члены экипажа были в курсе этого — многие заняли места в лодках и приспустили их до уровня моря.

Видя, что винты еще работают и плавание на шлюпке грозит гибелью, спуск остановили, но две лодки все-таки оказались в воде. Корабль медленно проходил мимо них, пока люди в лодках не увидели, что из-за крена на нос гребные винты выступают из воды. Они затянули обе шлюпки и перемололи их.

Понимая, что «Британник» обречен и не успеет дойти до Кея, а также во избежание дальнейших смертей от винтов, капитан приказал остановить двигатели. Этим он спас людей в третьей шлюпке, которая как раз подплывала к винтам и готова была разделить участь первых двух.

Читать так же:  Экипаж миссии Crew Dragon-2 вернется на Землю 4 ноября | Наука | Общество

Через 33 минуты после взрыва Бартлетт отдал приказ покинуть корабль. В течение следующего получаса более 600 членов экипажа и около 400 медработников погрузились на шлюпки или спаслись вплавь от тонущего корабля. Среди оказавшихся в воде был и сам капитан — его подобрала одна из шлюпок. Корабль потонул всего за 55 минут, быстрее, чем «Титаник».

Вайолет Джессоп, медсестра, бывшая на одной из уничтоженных шлюпок, описывала последние минуты «Британника» так: «Он склонял голову — постепенно все ниже и ниже. Все оборудование с палуб попадало вниз, будто детские игрушки. Затем корабль совершил жуткий рывок, его корма поднялась на сотни футов в воздух, пока, наконец, издав прощальный рев, корабль не исчез под водой, откуда еще долго доносились преисполненные злобы звуки». Примечательно, что это было не первое крушение для мисс Джессоп — четырьмя годами ранее она была на борту «Титаника» в его первом и последнем рейсе.

Другой выживший в обоих крушениях, кочегар Джон Прист, описывал гибель «Британника» так: «Большинство из нас спрыгнуло в воду, но это было плохой идеей, поскольку нас затягивали винты. Я закрыл глаза и мысленно попрощался с жизнью, и в этот момент меня ударил большой обломок. Все вокруг почернело, пока кто-то сверху не оттолкнул обломок и я не пришел в себя. Я успел вовремя, потому что один тонущий бедолага вцепился в меня, и мне пришлось изворачиваться, чтобы его сбросить, от чего он пошел ко дну».

Долгое время эвакуация с «Британника» считалось одной из самых успешных, почти все из 30 погибших находились в уничтоженных лодках.

Одним из авторов этого успеха называли майора Гарольда Пристли, начальника санитарной службы, который командовал частью операции и не пускал на палубу со шлюпками более 50 человек одновременно.

Первым на место происшествия прибыло местное рыболовное судно, но вскоре появились и более крупные корабли, в том числе HMS Heroic и HMS Scourge. Эти два боевых корабля вместе с двумя французскими буксирами прибыли в 10 часов утра и подняли на борт около 800 человек. Они направились в греческий город Пирей, битком набитые выжившими.

Читать так же:  Юлия Пересильд и Клим Шипенко отправляются к Земле: прямая онлайн-трансляция расстыковки космического корабля «Союз МС-18» и МКС

Долгие годы точная причина взрыва была неизвестна, некоторые говорили, что видели след торпеды по правому борту. Лишь в 2003 году водолазы обнаружили засыпанные песком остатки якоря мины, поставленной, по видимому, немецкой лодкой U-73.

И хоть «Британник» и стал самым большим кораблем, затонувшим в ходе Первой мировой войны, его крушение не вызвало больших жертв. По этой причине гибель этого корабля не привлекла так много внимания, как катастрофа «Луизитании» или «Титаника».



Источник

Оцените статью
Новости науки и медицины на Sci-Med